Индивидуализация подготовки менеджеров.

Александров В.А.

доктор экономических наук, профессор

Успех организации в рыночной экономике обеспечивает его менеджмент. А это значит – профессионализм, заинтересованность и ориентированность на цели организации каждого управленца. Если заинтересованность и целеориентированность сотрудника во многом определяется возможностями и условиями работы в организации, то фундамент профессионализма закладывается в ВУЗе.  Следовательно, вузовская подготовка должна быть ориентирована на удовлетворение требований организации.

Дело в том, что на рынке труда организация продаёт рабочие места. Цена рабочего место определяется в соответствии с законами спроса и предложения. Кривая спроса отражает потребности работодателя, кривая предложения – соискателя. Работодатель хотел бы заплатить за  трудовые ресурсы минимальную цену, а соискатель ориентируется на максимальную.

Если работодатель нанимает выпускника ВУЗа, то оплачивает его труд по цене меньше рыночной. Выпускник вынужден соглашаться на эту более низкую оплату своего труда либо терять квалификацию, занимая должность не соответствующую его подготовке, но пользующуюся спросом. Проигрывает и работодатель, поскольку адаптационный период выпускника в организации может длиться до 3 лет, а это дополнительные траты на обучение. Принимая на работу сотрудника с большим практическим стажем, работодатель тоже теряет, но уже на оплате его труда.  Итак, в обоих случаях – проигрыш. И можно сформулировать цель современного управленческого образования – обеспечить такую подготовку будущего менеджера, чтобы он был востребован на рынке труда с оплатой по равновесной цене, отражающей объективные экономические законы.

Почему же выпускник ВУЗа испытывает трудности при трудоустройстве? Вероятно потому, что после студенческой скамьи молодой специалист не может эффективно решать конкретные производственные задачи. Работодателю не нужны просто знания, ему необходимы навыки использования этих знаний для решения производственных задач, т.е. владение технологией. А в ВУЗах этому не учат. В вузовских учебниках, как правило, изложены знания той науки, которую отражает изучаемая дисциплина. Однако, не один учебник не описывает технологии использования этих знаний – того, как применить методы науки в практике, например, популярные учебники по менеджменту, выдержавшие несколько изданий: отечественный – О.С.Виханский, А.Н.Наумов «Менеджмент» и американский  -  М.Мескон, М Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента». Вне всякого сомнения это хорошие учебники, приобщившие к научному управлению не одну тысячу бизнесменов. Но в них не раскрыта технология. Их использование требует значительной практики на рабочих местах.

Именно поэтому так трудно выпускнику найти работу соответствующую его диплому. Везде требуют не менее двух-трёхгодичного опыта работы по специальности. Нужны иногда годы, чтобы выпускник стал профессионалом. Остроту этой проблемы можно значительно уменьшить индивидуализировав процесс обучения, а именно, изменив методическое содержание преподавания управленческих дисциплин.

 

Профессионализм будущего менеджера обусловлен тем объёмом знаний, умений и навыков, которые он получает в ВУЗе. Обеспечить профессионализм возможно индивидуализировав подготовку студентов, в частности, акцентировав их внимание на самостоятельной  работе. Конечно, существующая традиционная система управленческого образования, включающая проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, не потеряла свою актуальность. Но её методический инструментарий может быть значительно улучшен введением некоторых новаций, в частности, в самостоятельную работу студентов.

Есть много способов это сделать, но лучший состоит в том, чтобы уже на студенческой скамье будущий профессионал получал необходимый опыт, изучая конкретную дисциплину. И такой способ существует. Он разработан классиком американского менеджмента Роном Хаббардом. Суть метода в том, что студент самостоятельно в индивидуальном темпе и режиме труда осваивает технологию решения производственных задач той области деятельности, которую представляет изучаемая дисциплина. Инструментом  для этого служат Контрольный лист студента и Проверочный список преподавателя. Цель обучения с помощью Контрольного листа в том, чтобы студент не только освоил основы изучаемой дисциплины, но и научился использовать их для улучшения  положения дел в какой-либо области деятельности организации. Студент учится технологии решения производственных задач, т.е. фактически приобретает практический опыт. Конечно, этот опыт требует закрепления в реальном производстве, но такая задача решается на этапе производственной практики.

Контрольный лист – это  документ, устанавливающий последовательность изучения теоретического материала и выполнения практических заданий. Контрольный лист необходим для организации эффективной самостоятельной работы студента, позволяющей ему в индивидуальном режиме не только глубоко освоить теоретический материал, но и, что особенно важно, приобрести навыки использования полученных знаний при решении производственных задач, сформулированных в практических заданиях. Важно, чтобы такие задания мобилизовали накопленный управленческий опыт студента, личный или подсмотренный им во время практик, в разговорах с родителями, со старшими товарищами, почерпнутый из периодической литературы и т.п.

За каждый выполненный пункт Контрольного листа студент расписывается, свидетельствуя о полном и качественном выполнении этого пункта. Самоконтроль повышает ответственность студента. Кроме того, Контрольный лист учит студента целеориентировать свой труд: перед началом самостоятельной работы студент ставит цель – отмечает тот объём, который он должен пройти за данный день.

Контрольный лист разрабатывается преподавателем. Его выполнение контролируется как самим студентом во время самостоятельной работы, так и преподавателем во время семинарских занятий. Главное, на что обращается внимание в Контрольном листе – это освоение понятийного аппарата данной науки и выполнение практических заданий в форме «демонстраций» и написаний эссе. Суть практических заданий в управленческом образовании состоит в применении того, что студент знает, к тому, чем он учится управлять.

Проверочный список – это список того, что нужно проверить для того, чтобы убедиться в овладении студентом технологии, т.е. приобретения им навыков использовать полученные знания по дисциплине при решении практических задач.  Проверочный список используется для рубежного контроля -  на зачётах или экзаменах.

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную в Контрольном листе. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей по поводу применения теоретических знаний к практике.

Эссе пишется на основе любой имеющейся практической информации. Это может быть: анализ имеющихся статистических данных по теме; анализ материалов из средств массовой информации; подробный разбор предложенной задачи с развёрнутыми пояснениями; подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих тему; описание собственного опыта и т.п. Объем эссе должен быть таким, при котором тема будет полностью раскрыта не более чем на 3-5 страницах.

Эссе должно отражать личностную позицию автора. Требования к эссе: приобретение навыка решения практических задач; самостоятельность выполнения работы; способность аргументировать основные положения и выводы.

 

При таком подходе традиционная триада «лекция – самостоятельная работа студента – семинар» при обучении будущих менеджеров может быть значительно индивидуализирована путём изменения не столько содержания каждого элемента, сколько  методики преподнесения учебного материала.

Лекция может носить больше проблемный, нежели информационный характер. Проблемное изложение материала повышает креативность студента, заинтересовывает его самостоятельно «покопаться» в литературе по конкретному вопросу. Самостоятельную работу студентов предлагается организовывать по Контрольному листу и Проверочному списку. Семинар целесообразно проводить в активной форме, например, в форме разбора конкретной ситуации. Внимание целесообразно уделить двум аспектам: освоению терминологического аппарата, относящегося к изучаемой теме, и коллективному обсуждению практических заданий Контрольного листа, выполненных каждым студентом во время самостоятельной работы.

Апробация описанного подхода к обучению была проведена мною в Институте государственного администрирования, где вёл дисциплину «Менеджмент». На занятиях, после проблемного изложения основных положений очередной темы, разбирались основные понятия: студенты приносили толковые словари и обсуждали дефиниции этих понятий. Но максимальная продуктивность имела место при анализе практических заданий – сталкивались различные взгляды, дополнялись выдвинутые предложения, подвергались позитивной критике суждения, основанные на собственном опыте или почерпнутом из периодической печати. Успех был: не только по данному предмету, но и косвенный – студенты в отзывах писали, что наконец-то разобрались и в некоторых положениях  других дисциплин.

Доказанная результативность предложенного комплекса индивидуализированной подготовки будущих менеджеров, позволяет продолжить эту практику при преподавании управленческих  дисциплин, в частности, «Управление персоналом» и «Управленческое консультирование». Но такой комплекс требует большой подготовительной работы преподавателя: отбор и написание проблемного материала к лекциям, разработку Контрольных листов для самостоятельной работы студентов и Проверочного списка для рубежного контроля знаний, использование активных методов обучения студентов в процессе обсуждения выполненных домашних заданий.